| Сделай всем красиво.
Н.Е.Иной, Анна Исаян, «Компьютерра», №1798 версия для печати |
Если круг оказался крут
|
|
Каждый карапуз знает, что вода мокрая, огонь горячий, мама добрая, папа строгий, а цветов есть семь. Люди более продвинутые знают, что из воды можно выйти сухим, а мама может и всыпать по первое число! Но главное: цветов бесконечно много и все их многообразие называется «спектр». Спектр удобнее всего изобразить в виде цветового круга (рис. 1), развивающегося от красного цвета через желтый к синему и замыкающегося через глубокий фиолетовый на темно-пурпурный и вновь на красный. Рис. 1
Черный и белый цветами по сути не являются это предельные яркостные градации, то есть к черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты), и к белому при увеличении яркости любого цвета до бесконечности (практически до предела чувствительности глаза). |
Кто здесь основной? |
|
Красный, желтый и синий основные цвета, между которыми распределены промежуточные: оранжевая гамма от красного до желтого, зеленая гамма от желтого до синего. Они называются основными, потому что остальные получаются на практике путем простого их смешивания, а оттенки зависят от пропорций этого смешивания. В жизни проследить движение по цветовому кругу проще всего в погожий день, когда утром небо меняет свой цвет от алого к голубому, а вечером обратно. Правда, зеленая часть спектра не всегда проявляется четко, но, поверьте, и она тоже существует в природе. Кстати о ночи
Отрезок между красным и синим условное соединение, так как в силу физиологии зрение не способно воспринимать инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, и для нас этот участок соответствует невнятному переходу темно-фиолетового в темно-пурпурный цвет. Быть может, это ночь?! |
Лучше быть теплым и подвижным
|
|
Теплохолодность цвета вообще, понятие относительное, можно лишь говорить, что вся синяя гамма холодная, зеленая в основном нейтральна, а от желтого включительно в сторону красного простираются теплые цвета. Рис. 2
Теплые цвета гораздо более динамичны, чем холодные, так красное пятно на черном фоне выглядит крупнее, чем синее того же размера (рис. 2). Теплым цветом легко создать живую подвижную поверхность. Рис. 3
При равной яркости теплый цвет на холодном фоне создает иллюзию движения на зрителя, чем пользуются обычно для выделения активных элементов изображения (рис. 3). Цвет желтый в силу своей яркостной активности обладает этим интересным свойством в максимальной степени (рис. 4), поэтому контур желтого кружка кажется даже несколько размазанным по сравнению с красным и, тем более, синим. Это замечательное свойство часто оказывается незаменимым, когда необходимо супервыделение, например, в флэшах ценников на рекламных полосах. Рис. 4
Движение светло-желтого цвета неспокойное, хаотическое, и по мере приближения к желто-зеленому это свойство усиливается, создавая ощущение дискомфорта от нарушенного равновесия, динамика постепенно разваливается, слабеет, как бы уходя вглубь. На зеленом движение уже окончательно почивает в покое и умиротворении, вырождаясь в мертвенную неподвижность совершенно холодной синей гаммы (рис. 5). Рис. 5
Движение оранжевого более спокойно, направленно и определенно. Оранжевый и разные оттенки охры придают предметам ощущение выпуклости. Оранжевая поверхность уравновешеннее желтого и спокойнее красного. Это в своем роде золотая середина теплого сектора. По мере приближения к охре и ее уплотнению теплый цвет теряет подвижность, приобретая статику. Теплый красный притягивает внимание, подчеркивает форму, делает ее более выразительной. Иначе говоря красное полнит (не хуже, чем пиво!). Алый цвет ярко красный обладает сумасшедшей активностью, он неотвратимо притягивает внимание к себе
Но, поскольку природа этой активности связана не столько с физиологией зрения, а с психикой (алый цвет крови, опасности), пользоваться им в рекламе надо крайне осторожно, ибо очень легко спровоцировать подсознательное отторжение.
|
чем холодным и
|
|
Холодные цвета сжимают пространство, субъективно уменьшая размеры изображения. Темно-синий, будучи полной противоположностью желтому, сжимает пространство, втягивая его спиральным движением против часовой стрелки (рис. 6). Вспомните: чем синее небо, тем бездоннее оно кажется! Рис. 6
В меньшей степени этим свойством обладает светло-синий цвет он не втягивает, а, скорее, создает ощущение хрустальной невесомости. Предметы, изображаемые на светло-синем фоне, словно зависают в воздухе (рис. 7). Рис. 7
С помощью холодной гаммы до активно-зеленого легко и удобно создавать иллюзию огромного пространства, очерченного границами формата. |
Оглянешься позеленеешь
|
|
Покой и равновесие царят на зеленых полях! Здесь уже прекращает свое действие "отрицательная динамика" экстремально-холодных цветов, а «позитивная» теплых еще не проявляет себя. Зеленый со всем семейством оттенков комфортный покой, в чрезмерных количествах навевающий пресловутую «зеленую тоску». Вообще-то говоря, разделение на теплые и холодные справедливо только для основных цветов (синего, желтого, красного).Теплохолодность промежуточных и производных относительна и может варьироваться в зависимости от контекста. В этом смысле зеленый более других цветов удивляет своими способностями: быть как сравнительно теплым в соединении с желтым приближенным к охре хаки, так и холодноватым сине-зеленым (морской оттенок). Поставив рядом две названные производные зеленого, мы не слишком затруднимся в определении их принадлежности к теплому и холодному началам. В то же время, нет сомнений, что тот же хаки холоден по сравнению хотя бы с оранжевым, и красным тем паче! Аналогичные построения можно привести и для красного конца спектра: красный и розовый. Вроде бы из одного гнезда, а ведь розовый явно уступает красному в теплоте. Продолжая изыскания в том же ключе, мы придем к выводу о наличии теплохолодной градации внутри каждого сектора цветового круга. |
Сыт и растянут. |
|
Немалую роль играет насыщенность цвета. Помимо цветовых переходов между основными цветами, существует их тоновая растяжка (как в примере с красным и розовым). Каждый цвет имеет свою плотность. Самая маленькая плотность у желтого, вариации его насыщенности невелики от светло-лимонного до густо-золотой охры. А вот синий или красный уже могут уплотняться до черного. Растяжка цвета от самого светлого до самого темного и есть его тоновые возможности, которые, в свою очередь, говорят об оттеночной вариативности цвета: чем больше растяжка, тем больше оттенков. Подходя корректно к этому вопросу, можно отметить, что тоновые возможности желтого не только и не столько уже, сколько иные по сравнению с красным и синим: желтый способен разряжаться, сохраняя цветовую идентификацию до таких степеней, которые недоступны синему и красному. Убедиться в этом легко, переводя изображение из цветного в черно-белое, где от цветов остаются только яркостные характеристики, тесно связанные с насыщенностью цвета. |
Хотелось бы дополнить. |
|
Контрастность понятие не только яркостное. Контрастность свойственна и цветовым сочетаниям. Это связано прежде всего с физиологией зрения и выражается в подчеркнутом эффекте выделения одного цветового пятна на фоне другого, даже когда их интенсивность одинакова. Вам, наверное, приходилось замечать, как «бьет в глаза» красная вывеска или штендер летом на улице на фоне зелени? Или как вяжет взгляд зеленая ветвь на красном поле n-cкого государственного флага (рис. 8)? Да, сочетания явно не предназначены для успокоения нервов, но иногда из них можно извлечь и свою пользу. Тем более что эта композиция не единична. Рис. 8
Цвета, создающие этот эффект, парны и называются дополнительными (рис. 9). Определить их легко с помощью цветового круга: достаточно провести диаметр от выбранного произвольно цвета и цвет на противоположном конце диаметра будет дополнительным по отношению к первому. Рис. 9
Любители оптических иллюзий и пограничных состояний знают о свойствах дополнительных цветов не понаслышке: если вы пристально смотрите на красное пятно на белой скатерти и вдруг кто-то быстро меняет испачканную скатерть на свежую белую, перед глазами проявится остаточный след вовсе не красный, а очень даже зеленый, пусть и несколько более бледный. Другой пример: промежутки между фиолетовыми полосами на белом фоне постепенно заполняются желтыми пятнами (рис. 10). Значит, и они тоже пара? Действительно, самому неуравновешенному из теплых цветов желтому соответствует самый «мертвый» фиолетовый. Рис. 10
Неумолимое поглощение пространства фиолетовым противостоит и умножает бешеный выплеск желтого, превращая последний во взрыв Сверхновой на просторах бесконечной Вселенной, а фиолетовое пятно на желтом фоне в «черную дыру» в самом сердце квазара. Для нас дополняющие свойства цветов могут оказаться очень полезными, когда необходимо поставить чрезвычайный акцент (тот же флэш, слоган, «Coca-Cola» на траве и т.д.), но, как ко всем сильнодействующим средствам, относиться к этим парочкам надо с большой осторожностью, ибо сладки они до горечи, и пусть играют с ними прирожденные Матиссы (см. «Танец» в Эрмитаже) и Малевичи (см. «Казимир Малевич»). |
Сочетаем и заканчиваем! |
|
Никто обычно не рискует смешивать маринованную селедку c молоком, а соленые огурцы с шоколадом результат будет скор и безжалостен. Впрочем, есть и такие желудки, которые нельзя смутить даже несвежими гвоздями. Также есть и глаза, которым все равно на что смотреть, как бы оно ни выглядело. Нормальным людям живется гораздо тяжелее иногда они чрезвычайно страдают от определенных цветовых сочетаний, помимо употребленных не к месту дополнительных цветов. Посмотрите на ярко-красный шрифт на средне-синем поле. Соседство этих цветов (отнюдь не дополнительных), тем не менее, производит неприятное впечатление: красная надпись словно бы дребезжит и выламывается из своего контура, и, будь текст мельче и плотнее, читать его было бы настоящей мукой. Хотя как живописный прием, особенно в авангарде, это сущая находка, но в рекламе самоубийство! Тем не менее, задача вполне разрешима, если ввести третий цвет, например белый, как это делает в своем знаке «Pepsi-Cola» (рис. 11). Рис. 11
Чем больше цветов тем больше вариантов! Увеличение количества цветовых пятен актуализирует их геометрию и взаимное расположение, что влечет за собой введение новых понятий, которые выходят за пределы элементарного цветоведения, которым посвящена эта статья. |
|