АКМА. Каталог веб-разработчика. 
Поиск на сайте
 
Искать на:  Яndex   Rambler   Апорт   Google
ГлавнаяСтатьиСсылкиJavaScriptПоиск
ТехнологииВеб-графикаВеб-дизайнРаскрутка сайта

Сделай всем красиво.

Н.Е.Иной, Анна Исаян, «Компьютерра», №17’98

 версия для печати
 

Если круг оказался крут…

Каждый карапуз знает, что вода — мокрая, огонь — горячий, мама — добрая, папа — строгий, а цветов есть семь.

Люди более продвинутые знают, что из воды можно выйти сухим, а мама может и всыпать по первое число! Но главное: цветов бесконечно много и все их многообразие называется «спектр».

Спектр удобнее всего изобразить в виде цветового круга (рис. 1), развивающегося от красного цвета через желтый — к синему и замыкающегося через глубокий фиолетовый на темно-пурпурный и вновь на красный.

Рис. 1 (4Kb)
Рис. 1

Черный и белый цветами по сути не являются — это предельные яркостные градации, то есть к черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты), и к белому — при увеличении яркости любого цвета до бесконечности (практически — до предела чувствительности глаза).
 

Кто здесь основной?

Красный, желтый и синий — основные цвета, между которыми распределены промежуточные: оранжевая гамма — от красного до желтого, зеленая гамма — от желтого до синего. Они называются основными, потому что остальные получаются на практике путем простого их смешивания, а оттенки зависят от пропорций этого смешивания.

В жизни проследить движение по цветовому кругу проще всего в погожий день, когда утром небо меняет свой цвет от алого к голубому, а вечером — обратно. Правда, зеленая часть спектра не всегда проявляется четко, но, поверьте, и она тоже существует в природе.

Кстати о ночи…

Отрезок между красным и синим — условное соединение, так как в силу физиологии зрение не способно воспринимать инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, и для нас этот участок соответствует невнятному переходу темно-фиолетового в темно-пурпурный цвет.

Быть может, это ночь?!
 

Лучше быть теплым и подвижным…

Теплохолодность цвета — вообще, понятие относительное, можно лишь говорить, что вся синяя гамма — холодная, зеленая в основном нейтральна, а от желтого включительно в сторону красного простираются теплые цвета.

Рис. 2 (1Kb)
Рис. 2

Теплые цвета гораздо более динамичны, чем холодные, так красное пятно на черном фоне выглядит крупнее, чем синее того же размера (рис. 2). Теплым цветом легко создать живую подвижную поверхность.

Рис. 3 (2Kb)
Рис. 3

При равной яркости теплый цвет на холодном фоне создает иллюзию движения на зрителя, чем пользуются обычно для выделения активных элементов изображения (рис. 3).

Цвет желтый — в силу своей яркостной активности — обладает этим интересным свойством в максимальной степени (рис. 4), поэтому контур желтого кружка кажется даже несколько размазанным по сравнению с красным и, тем более, синим. Это замечательное свойство часто оказывается незаменимым, когда необходимо супервыделение, например, в флэшах ценников на рекламных полосах.

Рис. 4 (2Kb)
Рис. 4

Движение светло-желтого цвета — неспокойное, хаотическое, и по мере приближения к желто-зеленому это свойство усиливается, создавая ощущение дискомфорта от нарушенного равновесия, динамика постепенно разваливается, слабеет, как бы уходя вглубь. На зеленом движение уже окончательно почивает в покое и умиротворении, вырождаясь в мертвенную неподвижность совершенно холодной синей гаммы (рис. 5).

Рис. 5 (5Kb)
Рис. 5

Движение оранжевого более спокойно, направленно и определенно. Оранжевый и разные оттенки охры придают предметам ощущение выпуклости. Оранжевая поверхность уравновешеннее желтого и спокойнее красного. Это в своем роде золотая середина теплого сектора. По мере приближения к охре и ее уплотнению теплый цвет теряет подвижность, приобретая статику.

Теплый красный притягивает внимание, подчеркивает форму, делает ее более выразительной. Иначе говоря — красное полнит (не хуже, чем пиво!).

Алый цвет — ярко красный — обладает сумасшедшей активностью, он неотвратимо притягивает внимание к себе…

Но, поскольку природа этой активности связана не столько с физиологией зрения, а с психикой (алый — цвет крови, опасности), пользоваться им в рекламе надо крайне осторожно, ибо очень легко спровоцировать подсознательное отторжение.
 

…чем холодным и…

Холодные цвета сжимают пространство, субъективно уменьшая размеры изображения.

Темно-синий, будучи полной противоположностью желтому, сжимает пространство, втягивая его спиральным движением против часовой стрелки (рис. 6). Вспомните: чем синее небо, тем бездоннее оно кажется!

Рис. 6 (4Kb)
Рис. 6

В меньшей степени этим свойством обладает светло-синий цвет — он не втягивает, а, скорее, создает ощущение хрустальной невесомости. Предметы, изображаемые на светло-синем фоне, словно зависают в воздухе (рис. 7).

Рис. 7 (4Kb)
Рис. 7

С помощью холодной гаммы до активно-зеленого легко и удобно создавать иллюзию огромного пространства, очерченного границами формата.
 

Оглянешься — позеленеешь…

Покой и равновесие царят на зеленых полях! Здесь уже прекращает свое действие "отрицательная динамика" экстремально-холодных цветов, а «позитивная» теплых — еще не проявляет себя. Зеленый со всем семейством оттенков — комфортный покой, в чрезмерных количествах навевающий пресловутую «зеленую тоску».

Вообще-то говоря, разделение на теплые и холодные справедливо только для основных цветов (синего, желтого, красного).Теплохолодность промежуточных и производных — относительна и может варьироваться в зависимости от контекста.

В этом смысле зеленый более других цветов удивляет своими способностями: быть как сравнительно теплым в соединении с желтым — приближенным к охре хаки, так и холодноватым — сине-зеленым (морской оттенок). Поставив рядом две названные производные зеленого, мы не слишком затруднимся в определении их принадлежности к теплому и холодному началам. В то же время, нет сомнений, что тот же хаки холоден по сравнению хотя бы с оранжевым, и красным — тем паче!

Аналогичные построения можно привести и для красного конца спектра: красный и розовый. Вроде бы из одного гнезда, а ведь розовый явно уступает красному в теплоте.

Продолжая изыскания в том же ключе, мы придем к выводу о наличии теплохолодной градации внутри каждого сектора цветового круга.
 

Сыт и растянут.

Немалую роль играет насыщенность цвета. Помимо цветовых переходов между основными цветами, существует их тоновая растяжка (как в примере с красным и розовым).

Каждый цвет имеет свою плотность. Самая маленькая плотность — у желтого, вариации его насыщенности невелики — от светло-лимонного до густо-золотой охры. А вот синий или красный уже могут уплотняться до черного.

Растяжка цвета от самого светлого до самого темного и есть его тоновые возможности, которые, в свою очередь, говорят об оттеночной вариативности цвета: чем больше растяжка, тем больше оттенков.

Подходя корректно к этому вопросу, можно отметить, что тоновые возможности желтого не только и не столько уже, сколько иные по сравнению с красным и синим: желтый способен разряжаться, сохраняя цветовую идентификацию до таких степеней, которые недоступны синему и красному. Убедиться в этом легко, переводя изображение из цветного в черно-белое, где от цветов остаются только яркостные характеристики, тесно связанные с насыщенностью цвета.
 

Хотелось бы дополнить.

Контрастность — понятие не только яркостное. Контрастность свойственна и цветовым сочетаниям. Это связано прежде всего с физиологией зрения и выражается в подчеркнутом эффекте выделения одного цветового пятна на фоне другого, даже когда их интенсивность одинакова.

Вам, наверное, приходилось замечать, как «бьет в глаза» красная вывеска или штендер летом на улице на фоне зелени? Или как вяжет взгляд зеленая ветвь на красном поле n-cкого государственного флага (рис. 8)? Да, сочетания явно не предназначены для успокоения нервов, но иногда из них можно извлечь и свою пользу. Тем более что эта композиция не единична.

Рис. 8 (1Kb)
Рис. 8

Цвета, создающие этот эффект, парны и называются дополнительными (рис. 9). Определить их легко с помощью цветового круга: достаточно провести диаметр от выбранного произвольно цвета — и цвет на противоположном конце диаметра будет дополнительным по отношению к первому.

Рис. 9 (6Kb)
Рис. 9

Любители оптических иллюзий и пограничных состояний знают о свойствах дополнительных цветов не понаслышке: если вы пристально смотрите на красное пятно на белой скатерти и вдруг кто-то быстро меняет испачканную скатерть на свежую белую, перед глазами проявится остаточный след вовсе не красный, а очень даже зеленый, пусть и несколько более бледный.

Другой пример: промежутки между фиолетовыми полосами на белом фоне постепенно заполняются желтыми пятнами (рис. 10). Значит, и они тоже — пара? Действительно, самому неуравновешенному из теплых цветов — желтому — соответствует самый «мертвый» — фиолетовый.

Рис. 10 (5Kb)
Рис. 10

Неумолимое поглощение пространства фиолетовым противостоит и умножает бешеный выплеск желтого, превращая последний во взрыв Сверхновой на просторах бесконечной Вселенной, а фиолетовое пятно на желтом фоне — в «черную дыру» в самом сердце квазара.

Для нас дополняющие свойства цветов могут оказаться очень полезными, когда необходимо поставить чрезвычайный акцент (тот же флэш, слоган, «Coca-Cola» на траве и т.д.), но, как ко всем сильнодействующим средствам, относиться к этим парочкам надо с большой осторожностью, ибо сладки они до горечи, и пусть играют с ними прирожденные Матиссы (см. «Танец» в Эрмитаже) и Малевичи (см. «Казимир Малевич»).
 

Сочетаем и заканчиваем!

Никто обычно не рискует смешивать маринованную селедку c молоком, а соленые огурцы с шоколадом — результат будет скор и безжалостен. Впрочем, есть и такие желудки, которые нельзя смутить даже несвежими гвоздями. Также есть и глаза, которым все равно на что смотреть, как бы оно ни выглядело.

Нормальным людям живется гораздо тяжелее — иногда они чрезвычайно страдают от определенных цветовых сочетаний, помимо употребленных не к месту дополнительных цветов.

Посмотрите на ярко-красный шрифт на средне-синем поле. Соседство этих цветов (отнюдь не дополнительных), тем не менее, производит неприятное впечатление: красная надпись словно бы дребезжит и выламывается из своего контура, и, будь текст мельче и плотнее, читать его было бы настоящей мукой.

Хотя как живописный прием, особенно в авангарде, это сущая находка, но в рекламе — самоубийство! Тем не менее, задача вполне разрешима, если ввести третий цвет, например — белый, как это делает в своем знаке «Pepsi-Cola» (рис. 11).

Рис. 11 (5Kb)
Рис. 11

Чем больше цветов — тем больше вариантов! Увеличение количества цветовых пятен актуализирует их геометрию и взаимное расположение, что влечет за собой введение новых понятий, которые выходят за пределы элементарного цветоведения, которым посвящена эта статья.
 

 

ГлавнаяСтатьиСсылкиJavaScriptПоиск
Новости  |  Карта сайта
Редакция от: 
Copyright ©1999—2003 «Art&Fact»ВверхE-mail: artefact@udm.net
Hosted by uCoz